воскресенье, 31 марта 2013 г.

"Стокгольмский синдром" в Херсоне: субъективное мнение участников и зрителей



Вчера отстрелялись! «Стокгольмский синдром» выстрелил и, что говорить, - попал прямо в цель. Об этом свидетельствует, как количество желающих увидеть премьеру, так и обсуждение после.
Хочу с Вами поделиться своим субъективным мнением и результатами опроса среди присутствующих о произошедшем.


Подготовка: 1-й этап
Если в двух словах, то подготовка началась еще несколько месяцев назад. Семинар «Первое действие» собрал всех желающих попробовать писать небольшие пьесы. Идейными вдохновителями стали талантливые и непревзойденные (поверьте, это действительно так!)- Николай Гоманюк, Макс Афанасьев и Евгений Марковский. (да, я подлиза!) Мы писали тексты на разные темы: «я прохожу мимо», «я и соц.сети», «нелюбимая работа», «первый сексуальный опыт». Писали о том, почему мы так не любим наш город, и том, почему он нам так дорог. Позже выбрали самое лучшее и решили ставить спектакли. Сами написали – сами и поставили. Конечно же, без помощи всё тех же талантливых и непревзойденных (см.выше) – ничего не получилось бы, ну или получилось, но значительно хуже. Два спектакля решили ставить наши тренеры: «Геймер» - Макс Афанасьв, «Американская улыбка» - Николай Гоманюк, который в целом стал идейным вдохновителем «Стокгольмского синдрома» (подробнее в интервью).
Далее пошла череда бесконечных репетиций.

Спектакли: 2 этап
Вы уже видели пьесы, да и тяжело мне их объективно критиковать, но пару слов о каждой нужно сказать, хотя бы потому, что их не все смогли посмотреть. Кстати, мне казалось, что будет тяжело их смотреть, не зная предысторию. Вот отличная возможность раскрыть все карты. Напоминаю, что это лишь мое субъективное мнение. Если Вам не хочется читать восторженные мои возгласы, то рекомендую перейти сразу к мнению участников и зрителей. А если Вам интересно узнать о том, кто создавал «Стокгольмский синдром» - приятного чтения!

«Скворечник»
Женщина, работающая в лотерейном киоске, напоминающем по форме маленький скворечник, рассказывает о своей работе, о своих клиентах, и, отходя от темы, вспоминает разные моменты из своей личной жизни.
Текст пьесы написала Татьяна Багацкая. Вдохновением послужило задание нашего театрального семинара взять у «кого-то» интервью. Этим «кем-то» оказалась мама Тани. Целый день Таня просидела в киоске вместе с мамой и включенным диктофоном. Меня особо трогает, что во время выполнения этого задания Таня услышала истории, о которых раньше не знала. Некоторые из них Вы услышали в спектакле.

В роли режиссера выступила сама Татьяна. Форму подачи материала тоже придумала она сама. Далее ей помог Максим Афанасьев. Роль главной героини исполнила Катерина Пономаренко, для своих – Кэт, журналистка и ОЧЕНЬ веселая девушка.

«Американская улыбка»

Главная тема этого спектакля, как по мне,  - почему люди хотят покинуть Херсон. Текст был написан методом вербатима, это когда интервью расшифровывают дословно, а потом актеры его воспроизводят на сцене, кстати, предыдущий спектакль тоже создан таким методом. Часть текста взята из домашнего задания Леонида Ежурова. Режиссером спектакля стал Николай Гоманюк.
Актрисы: Елена, Татьяна и Марина.

Для меня кульминационным моментом стала фраза актера Сергея Зубарева, не помню дословно, но изначально было так: «Да много чего плохого, дурного и отвратительного в Херсоне. Но, не потому я ненавижу Херсон. Я ненавижу, потому что я пораженец в любви. Ненавидя Херсон, я, по крайней мере, могу рассчитывать на взаимность… Наверное, нужно привыкать к одиночеству».
Ну, кто из нас не был таким вот «пораженцем» Не знаю как Вас, но меня тронуло. Кстати, Сергей Зубарев не только хороший актер, но и талантливейший поэт. Советую ознакомиться с его творчеством!

ГЕЙМЕР

Уставшая кассирша Светка возвращается с работы. Сняв пальто, она обнаруживает привычную для себя картину: муж – Влад снова играет в компьютерную игру, при этом, не обращая на нее никакого внимания. Эта история повторяется изо дня в день, но на этот раз Светка не закрывает глаза на происходящее, а решает высказать ему все, что наболело за долгий период времени. И полетел ряд обвинений. В свое оправдание Влад находит различные отмазки типо: я не могу работать из-за травмы ноги, я не могу работать потому, что родители перестанут помогать, или, потому что для этого «гения» нет подходящей работы. Своим поведением он доводит Светку то до слез, то до ярости и драки.

Главная роль досталась мне и моему любимому другу Леониду Ежурову.  Для меня было честью, что режиссер спектакля - Макс Афанасьев позвал именно меня, ведь я никогда не играла до этого. Да, ребята – это был мой дебют. Конечно же, я переживала и старалась. Благодаря Лене, который удачно выводил меня из себя, вроде как, я смогла поймать нужное настроение. Ну, так мне сказали после. Отдельное спасибо Леничке: друг, ты как всегда меня выручаешь и поддерживаешь.. в который раз.. 10000000 поцелуев!
Текст написан Еленой Астасьевой на основе реальных событий. 

ЦИХЛАЗОМА
Любаня и ее спутник – младший сержант милиции Олег, решили устроить себе «романтик» в местном баре «Нептун». Олег хвастается своим героизмом, рассказывая Любе о своих «победах» и опасных ситуациях на службе. Люба гордится своим мужчиной и всячески пытается спровоцировать ситуацию, в которой он мог бы проявить себя и защитить хрупкую девушку. В момент, когда Любаша все-таки нарывается на «неприятности», он резко вспоминает, что ему нужно убегать, при этом, даже не заплатив по счету.
Вот такие иногда бывают мужчины. Эх, мне знакомы такие «герои»…
И все бы ничего, но Любаша оказалась рыбой, и не просто какой-то там, а цихлазомой!
История написана Александром Зыряновым, известным в нашей «театральной тусовке», как автор, со своим оригинальным стилем, иногда очень резким и нецензурным.
Текст цихлазомы - работа Евгения Марковского.

Режиссеры – Ольга Семенюта и Максим Афанасьев.
Ой, чуть не забыла. Как я могла. Актеры!! Это же два гения – все та же, мною любима, Татьяна Багацкая и человек-праздник Влад Ракович. Ну, Вы это видели!? Влад, как пластилин, он может сыграть,  что и кого угодно. Если мне когда-то понадобится актер, я его приглашу первым (но, конечно же после Ежурова). Я просто под столом валялась, когда они репетировали. Очень гармоничная пара получилась.


ГЭ Херсон
Текст расшифрован из скайп-разговора участницы театрального семинара Дианы с ее знакомыми подружками – Катосом и Лолитосом, студентками факультета филологии. Периодически в скайпе появлялись парни из Питербурга со своими репликами. Разговор начался с вопроса: почему девченки говорят «г», а не «гэ». После бесконечных «гыгыгы» и «ололо» девченки с горем пополам объясняют свою позицию в отношении разницы между «г» и «гэ», а также, в целом делятся своими соображениями по-поводу их «лайф стайла». Филологи, которые двух слов связать не могут, да еще и по-жизни оторванные «бабенки». Картину происходящего, как по мне, описывает реплика Катоса:
«Чувак, понимаешь, я хотела вообще рассказать о нашем лайфстайле. Я думаю, наш побег от реальности заключается в циничных шуточках и приколах. Это типа как… ммм… своеобразная самозащита. Ну и кагбэ если ты будешь меньше шутить о раке и прочем, больных меньше не станет. Ты ж понимаешь? Так шо почти всё, шо мы тебе с Лолитой расскажем, касается эскапизма, сумасшествия, мяса в переносном значении и того, шо нам как-то пофиг. Ну и, конечно, тонкой грани, када нам на самом деле пофиг, а када мы притворяемся , шо нам пофиг».


Режиссеры: Наталья Блок и Макс Афанасьев.
Диана сыграла в спектакле саму себя. Наверное, сложнее всего сыграть саму себя не переигрывая)) Поэтому, задуманный образ пришлось сменить более оторванным и обезбашенным. Даже так, какая же она очаровательная! На каждую репетицию носила бананы, но не только поэтому запала мне эта девченка в душу. Мы все с ней познакомились на семинаре. Будем дружить дальше.
В роли питерца в коротеньких шортиках - Александр Юдин. Александер, Вы так чудесно "ґекаете"!
Роли Котоса и Лолитоса исполнили – ваша покорная слуга и светловолосый ангел Ольга Семенюта. Странно, что именно мы сыграли этих «бабенок», ведь мы полностью противоположны к этим героиням. Пришлось выкручиваться. Как сказала бы Лолита: «ну, а ШО? Отэто зато мы потусили прикольно».
Я долго ломала себе голову относительно участия в спектакле. А что скажут мои друзья. А вдруг, кто-то подумает, что я такая, ведь я же не такая))) Успокоило меня то, что это реальные монологи, реально существующих девушек. Мы, как актрисы отыграли текст, но он не был высосан из пальца – это всего лишь отображает действительность. Да, горько, что такие персонажи окружают нас, но они есть.


Очень сложная задача заметить то, что другие пытаются игнорировать. Да, возможно было не много пьес, в которых было бы все светло и прекрасно. Наши тексты не вылизаны и не приукрашены. Все, как в жизни. Мы хотели показать людей, их истории, их переживания. Кому-то не хватило в наших текстах Херсона. Может, и так. Но я с такой теплотой отношусь к проделанной работе, с любовью к каждому из нашей, как сказал Николай Гоманюк, «театральной семьи», что не могу кривого слова сказать в адрес этих людей. Друзья – я всегда ВАМ рада!  Каждый из Вас талантище! Думаете, преувеличиваю? Нет, просто не могу сдержаться, Вы меня растрогали.


На этом размазывание соплей заканчивается, сорри, может, и вправду переборщила малехо)

Дальше я попыталась собрать мнения об произошедшем среди участников и зрителей. Почему я это делаю? Больше всех надо? И да, и нет. Ну во-первых, как вы уже успели заметить, критик из меня бездарный, хвалю всех направо и налево. Во-вторых, если не интересоваться обратной связью, тогда зачем вообще что-то делать? Нужно ли это всё херсонцам?  Какие выводы они сделали? Продолжать ли начатую работу? Это принципиально важные моменты, которые будут учитываться во время подготовки к следующей череде документальных спектаклей, которые Вы увидите в 20-х числах апреля.

Итак, очень важный момент. Я пыталась аккумулировать мнения разных людей, разных профессий, творческих и нет.

Сергей Зубарев (актер, поэт) -  Продолжать нужно. Вербатим пока для Херсона - "вещь в себе". Публика не очень готова и понятно почему (провинциальность, непривычность увиденного и т.д.) Рост может быть с обеих сторон и со стороны подателей вербатимов (уровень текстов точнее и отобранный, более вывереннее), и со стороны публики (готовность воспринимать это не только как развлекуху). Не помешала бы и материальная сторона - хотя бы в выражении - МИКРО, микро зарплаты всем участникам (они всё-таки тратят и своё время, и свои деньги на это), и более впечатляющие внешние, образные атрибуты для сцены.


Влад Ракович (актер): Взгляд с моей колокольни: как глубоко начинающему артисту - было волнительно от многих взглядов, приятно от реакции зала и любопытно мнение организаторов и зрителей по окончанию. Как зритель (после просмотра множества репетиций) - не переставал удивляться, как можно играть одну и ту же роль по-разному хорошо. А как житель Херсона - просто счастлив, что наш город ещё не во всем до Гэ. А если сёрьёзно, я работал за канхветы и на слабо :)

Наталья Ткачева (зритель): Я не поверила персонажам пьес в их ненависть к Херсону. В них было лёгкое раздражение или иллюстрация пороков общечеловеческих - без привязки к месту жительства. Трусость, неграмотная речь, лень, меркантильность... - это ли характерные, отличительные черты херсонцев? Очень сомневаюсь в том. Данные черты характера свойственны людям, живущим в любом из уголков мира. Не хватило широты тематики пьес и глубины переживаний.
Зато очень порадовало, что "Воркшоп" дал возможность творческой реализации многим молодым людям, ощутившим себя в роли драматургов, режиссёров, актёров. А сама документальность пьес - это ещё один аргумент в пользу того, что от правды не спрячешься, ей нужно смотреть в лицо. И херсонцы во время спектаклей увидели самих себя, хоть и не каждый смог узнать себя в героях пьес. Больше всего понравилась пьеса "Геймер".


Татьяна Кабакова (зритель): Понравились постановки благодаря экспрессивной игре актеров, особенно Л.Ежурова и В.Раковича, О.Семенюты. Для отображения "Стокгольмского синдрома" в Херсоне была взята именно эта подборка текстов, однако изложенные тематики обыденны и присущи любому из городов. Таким образом, я не согласна с тем, что материал, на основе которого сделаны пьесы, можно назвать срезом во взгляде на менталитет херсонцев.

Устин Данчук (зритель): Мне как зрителю было интересно (с переменным уровнем заинтересованности) от начала до конца. Больше понравились пьесы, где было больше постановки, и меньше чтения, наверно вербатим, как таковой уже немного примелькался. Но в конце было чувство незавершенности какое-то, я думал, что еще только середина, а уже был конец, что, как оказалось - правда, ведь это были не все пьесы. На самом деле все было мило и чинно, ожидал больше трэша и жести, но для многих зрителей и это оказалось слишком. Дискуссия вышла смешная, но хотелось услышать от авторов более веский ответ на проявления местячкового патриотизма, чем "сами поставьте"...

Ольга Семенюта (актриса, режиссер): Вообще к вербатиму я отношусь скептически. Относилась какое-то время. Дело в том, что когда берёшь интервью, текст получается повествовательный. Кажется, что сложно поставить его на сцене, чтобы были оправданные действия. Но я посмотрела, как из этих текстов лепят классные спектакли. И понимаю, что это просто новый вид пластилина, с которым играться вдвойне интересней. А преимущество его в том, что живенько получается, по-настоящему. Вот про нас настоящих, сегодняшних. Свежее искусство. 
Хорошо, что роль режиссера была не полностью на мне, а то были бы в «Цихлазоме» и веера, и пафос, и лишние актеры. А так происходил своеобразный учебный процесс, из моих мыслей осталось на сцене то, на что не стыдно смотреть. А ещё я вижу, как моё понимание театра эволюционирует. Это радует.
Что касается роли актера, то по сути, это первый раз, когда я играла не себя. Хотя с другой стороны, как можно показать человека, которым ты хоть чуть-чуть не являешься. Короче говоря, мне это дело приносит удовольствие – открывать в себе что-то новое, и принимать это.

Сергей Обухов (зритель): По поводу увиденного, я могу сказать что открытием была актёрка Янина Лебедева, а насчёт спектаклей, я солидарен с мнением, что это проблема всего общества. Конкретно про Херсон было брачно-модельное агентство.
Лично мне не хватило там каких-то насущных проблем про воду, дороги, лифты по карточкам, курение на остановках, ну, и прочая бытовуха Херсона.

Катерина Пономаренко (актриса): Мне, как участнику, сложно судить объективно. Но я вообще поклонница подобных мероприятий. Во-первых, нравится современный документальный театр, во-вторых, приятно видеть, когда собираются непрофессиональные, но талантливые актеры, режиссеры, драматурги и создают что-то свое, ни на что не похожее. Я была приятно удивлена, что пришло так много людей. Правда, некоторые пришли просто потусить. Моя мама, которая сидела в зале, рассказала, что какие-то девушки пришли на последнем спектакле достали одноразовые стаканчики и вино и начали тупо бухать, не обращая никакого внимания на сцену. Может, многие думали, что это какая-то "развлекуха" и пришли поугарать. А тут, оказывается, надо думать. Многие ошибочно решили, что мы "обосрали" Херсон. Как раз наоборот - мы его любим. И показали зрителям зеркало, то есть их самих, херсонцев. Организаторы не предусмотрели одного - те, о ком эти пьесы, никогда этого не поймут.

Дмитрий Кравченко (зритель):  5+ можно поставить только спектаклю "Геймер" - грамотно прописаны диалоги, хорошая актерская игра, динамика действия присутствует. Также а нем присутствовал сюжет, который развивается. По остальным спектаклям - воспринималось "как милые истории".

Елена Соловьева (зритель): Мне очень понравилось, несмотря на то, что актеры были аматоры. Немножко занудные были первые две постановки, сами идеи были актуальмыми, но, наверное, актеры плохо обыграли эти сюжетные линии, или немножко по-другому нужно было сделать постановку. В процессе теряется смысл. Первая ассоциация: какой-то психодел или какие-то шизофренические бредни. Как-то надо было обыграть с какой-то иронией, но с улыбкой, что это "типа херсон - велике село". «Геймер» и «Гэ Херсон» просто яд! Герои настолько вжились в роль: была искра, огонь, нерв, эмоции. Я в это поверила и прочувствовала на себе.... Этого не хватает двум предыдущим постановкам.  В общем, нужно гнуть свою линию и раскрывать проблемы, которые мы постоянно обсуждаем только за чашкой чая или бутылкой пива. В спектаклях они не прикрашены ненужной мишурой и бантиками, как это привыкли делать СМИ или политики в своих речах. А те, кто так возмущался на обсуждении, пусть назовут хотя бы пять пунктов, что же в Херсоне такого хорошего, и, что делает нашу жизнь лучше?

Андрей Жнивин (зритель): Что можно сказать? Эмоции положительные, в плане того, что постановка(и) произвели очень хорошее впечатление. Показана наша повседневная жизнь, люди, которые вокруг нас и мы их не замечаем, а они есть, они живут своей жизнью, своими буднями. Мы проходим каждый день мимо этих персонажей, не замечаем их, а она (жизнь) вот где оказывается))))))) со всеми своими плюсами и минусами. Но обычная человеческая женщина, которая желает родить произвела сильное впечатление, геймер реалистичен..... знаю таких.

Алексей Сикорский (зритель): всё круто, спасибо за организацию. В следующий раз не помешала хотя бы 1 колоночка с радиомикрофоном, потому что комментирующих фактически не было слышно. В целом понравились почти все пьесы, кроме 2й разве что, довольно сумбурная постановка получилась. Ждём конец апреля, ещё раз спасибо.

Елена Астасьева (драматург, актриса): Как драматург могу сказать: мне хотелось, чтобы некоторые люди увидели себя со стороны, и мне кажется, это удалось. Режиссер и актеры "Геймера" отлично справились с поставленной задачей. Моя пьеса - всего лишь типичная сцена из жизни, не претендующая ни на что иное, выводы пусть каждый делает сам.

Михаил Меньшов (зритель): Можно сказать, что в Херсоне родился и вырос Новый Театр. Родные сюжеты и наши херсонские актеры сделали подарок жителям нашего города. Изумительная игра и постановка. Может театр назвать "Юг-империал", так как наш город был основан во времена империи. И формат "15 минут" очень удачный. Зритель может посмотреть 5-7 историй (драм, комедий) за театральный вечер. Спасибо организаторам и участникам.

Наталья Чермошенцева (зритель): Мне очень понравилось. Особенно зацепил вопрос - куда я трачу деньги в Херсоне. Сегодня долго обсуждали и решили, что тратить деньги в таком городе как наш очень классно на саморазвитие (например, психологи, группы разные по интересам, мастер-классы, танцы и т.д.). А второе, что я просто записала - это профдиагноз -регресс))) А вообще общее впечатление хорошее, мне бы хотелось по-больше обсуждения, мне кажется, наш зритель пока к этому не готов, но начало положено и это очень важно. Сразу задумалась о том сколько у нас в городе разного: и разных людей, и событий, и мнений, и, конечно же, букв "Г")))
Если будут какие-то вопросы, с радостью ещё отвечу, согласна помогать всем чем могу, чтобы это дело развивалось!
Жду следующей серии. А ещё «Геймер» просто то, о чём мы на гендерных студиях говорим и то, о чем я на парах рассказываю. Одна моя студентка сидела сзади меня и говорит: Наталья Николаевна, это же то, что Вы нам рассказывали. А я ей и отвечаю: потому что это жизнь, Настенька)))

Михаил Подгайный (зритель). Вы знаете, я очень люблю Херсон. Но меня лично стошнило бы, если бы в спектаклях показали вымученный позитив, которым нас уже накормили во время соц.реализма. Было бы безобразно, если бы нам начали толкать примитивную политическую пропаганду. А так, это прекрасно! Вот это искусство!

Наталья Блок (режиссер, драматург): «Я в восторге от материала, что предоставила Диана, это как срез того, что в голове у молодежи, "филологов - переводчиков". Особо спасибо актерам, они сделали очень много для Гэ Херсон. А по-поводу всего проекта - получила море удовольствия от общения с талантливыми думающими людьми. Считаю что это важно - остановится и оглядеться. Осознать кто ты, где живешь, чего хочешь, куда идешь и как ты оказался там, где теперь. Подобные мероприятия заставляют думать - хочешь ты этого или не хочешь. Думать о том, что чувствуют другие люди, что такое счастье, ценить тот миг, в котором ты сейчас. Это была первая часть, больше вербатима, документалистики, чем "чистого творчества".  Во второй части будет больше современного искусства и новой драмы. Хоть материал там также основан на реальных событиях. Благодарна всем коллегам!


Вот так вот проявляется «Стокгольмский синдром», мы ненавидим этот город, но вот только стоило это сказать вслух, как каждый яростно пытаемся ухватиться за мелочи, моменты, воспоминания, которые напоминают нам, что все не так плохо! Пусть только кто попробует сказать что-то плохое! Мы ведь любим этот город… любим… но от любви до ненависти… и наоборот!

Янина Лебедева

фото: красивые -Максим Афанасьев; те, что не очень - мои

5 комментариев:

  1. "фото: красивые -Максим Афанасьев; те, что не очень - мои"
    Да ладно отличные фото, если учесть, что ты сама себя из зала смогла сфотографировать))

    спасибо! интересно написано. ты, как всегда! А теперь еще и в статусе актрисы хороша;)

    ОтветитьУдалить
  2. Отличное мероприятие выдалось. Злободневно, понятно, читабельно. Просто благодарю, что все состоялось, а потом еще и описалось здесь. Спасибо, Янина и все причастные.

    ОтветитьУдалить
  3. Рад Влакович :)5 апреля 2013 г. в 05:33

    Хороший обзор мероприятия - мне понравилась фишка с репликами зрителей и актёров -5+. А вообще нужно чаще к Тебе заглядывать на блог. Янина - Ты молодец!

    ОтветитьУдалить
  4. Рад Влакович, я надеюсь, что ты это написал не только из-за того "супер-секретного" сообщения которое я тебе прислала ранее?)я бы и тут этой информацией поделилась, но боюсь меня уже начнут скоро бить за чрезмерный позитив)))
    Снимай фильмы, и я буду о тебе чаще писать в блоге) Кстати, что-то я давно не видела твоих фильмов!)

    ОтветитьУдалить
  5. Мне понравились все пьесы и вообще все мероприятие под названием "Стокгольмский синдром". Радует, что в нашем городе появлись такие виды развлечений с глуюоким смыслом, где можно и потусить , и подумать о жизни. особенно понравились диалоги со зрителями. Это было очень рганично и захватываюе, как второй спектакль. Мне было интересно услышать ответы прстых хеосонцев о самих себе. Не могу сказать, что были плохие и хорошие пьесы, каждая была хороша по-своему. Пьеса "Скворечник" по-моему, была недооценена публикой, потому что она гораздо глубже, чем ее восприняла молодежь, может она была бы больше понята более старшим поколением. А вот послдней пьесой я не совсем довольна. Не очень пнятна там роль питерца. О перснажа, кторый весь спектакль спит, всегда ожидаешь чего-то большего, более решительных действий и слов. Я думала, что он поставит в конце пьесы жирную точку, а оказалось, что он ничего нового в разговор девиц не внес. Мне кажется, что пьеса эта требует доработки. А целом, я очень была довольна просмотром. жаль только, что было мало сидячих мест и многим пришлось стоять весь спектакль. Желаю всем участникам больших творческих успехов и вдохновения на написание новых произведений!

    ОтветитьУдалить