Вчера на подведении результатов киномарафона
«Херсон - Документ» я пришла, как на праздник. Все мои любимые лица были там.
Но, кроме всего остального, я тоже участвовала, и все этапы прошла лично:
встреча и обсуждение фильмов Бондарчука, мастер-класс от него же, показы лучших
документальных фильмов в библиотеке.
Организация этого марафона явно была на порядок выше
прошлогодних фестов «Херсон за 48 часов». Для тех, кто не в курсе, напомню, что:
Арт-группа Режиссёр.орг, уже не впервые проводит в
Херсоне подобные кинозабеги. В прошлом году в городе прошло два марафона «Фильм
за 48 часов», главной задачей которого было придумать, снять и смонтировать
фильм всего за несколько дней. Уже во втором марафоне организаторы столкнулись
с проблемой, что качество фильмов не всегда соответствовало ожидаемым
результатам. Некоторые команды брались снимать фильм только для развлечения,
поэтому их работы часто напоминали КВН-щину, а это в целом сказывалось на
уровне киномарафона.
В этом году организаторы (кстати, кроме
режиссер*орговцев соорганизатором стало Херсонское областное отделение
Социологической Ассоциации Украины во главе с Николаем Гоманюком) предложили
участникам снять неигровые фильмы, в основе которых будут съёмки подлинных
событий и лиц. Задание освятить жизнь общества и проблемы города с помощью
документального кино, предполагало серьезный подход участников к работе над
фильмами. Другие словами чью-то попу, как в прошлом марафоне, увидеть в фильмах
не планировалось. Ну, вы помните небольшой скандальчик по поводу победителей
прошлого марафона…
Итак, все собрались, чтобы себя показать, других
обсудить и т.д.
Темы и истории, которые выбрали режиссеры, были
абсолютно разные. Попробую, может, не о всех, но о самых запоминающиеся фильмах
рассказать.
Сергей Обухов и Андрей Жнивин подняли тему
отцовства. Кто он современный отец? Как воспитывает своего ребенка, и с какими
трудностями встречается? Свое виденье молодые папы раскрыли в фильмах, героями
которых стали их сыновья. Фильм Жнивина меня лично очень растрогал, семьи
распадаются, дети живут на две стороны и это грустно. Фильм Обухова был для меня
в тройке лидеров. Непосредственен Обухов не только в жизни, но и в кино. Мы
как-то варили
с ним мыло в интернате. Мыло он тоже варит непосредственно =)
Кстати, об интернате, Роман Соколан снял один
день из жизни воспитателя интерната. Владимир Петрович, кроме обычных
повседневных вопросов, также пытается улучшить условия жизни своих подопечных.
В фильме воспитатель рассказывает о новом проекте клуба волонтеров – ремонт подвала
интерната, для создания на его месте спортзала для детей. Владимир Петрович
призывает всех неравнодушных присоседиться к этой инициативе и по возможности
помочь. Клуб волонтеров и эти дети – это моя вторая семья, поэтому этот фильм
очень дорог моему сердцу. В фильма часто фигурирует одна девочка –Таня. Недавно
ее удочерили, теперь она живет в Крыму. Я очень по ней скучаю. В общем, Ромка
тебе огромное спасибо! Вот его канал на ютубе.
(вот они мои любимые мордахи во главе в Владимиром Петровичем, все были на показе)
Проблему бродячих собак раскрыл в своем фильме
Михаил Меньшов. Фильм оценили по-разному, начиная от самой высокой, заканчивая
самой низкой оценкой. Я не могу это оценивать, потому что знаю, что Михаил
старался. Хорошо, что кто-то оценил его работу высоко.
Леня Ежуров, он же организатор сего действа, и
ваша покорная слуга , работали над фильмом о херсонской группе ОRM. Мы хотели показать две жизни Саши (участник
группы, ее создатель, пишет музыку и слова): 1. его офисная работа. 2. работа в
группе. Как правило, творческие люди, которых я знаю, не работают, ну в смысле,
работают над какими-то проектами, но по-сути не платят налоги и т.д. Ну вот, как
и я, например)) Саше удается совмещать серьезную работу с жизнью творческого
человека. Такой вот, контраст между рабочим днем и репетициями с концертами мы
показали. Вам судить. Но в любом случае, послушайте эту группу, я от них балдею. А еще, отдельное спасибо, Лене Ежурову. Леничка – ты умница, в самом добром и светлом
смысле этого слова! Чтобы мы без тебя все делали..
Устин Данчук рассказал в своем фильме о клубе
настольных игр «Зеленый дракон». Участники клуба, выбрав определенное
историческое событие, фэнтези историю, эпоху или явление, изучают их в разных
источниках, а после проектируют в ролевые настольные игры. Участники клуба –
это странники, путешествующие по различным мирам. Этот фильм для меня один из
лучших, странно, что он не вошел в тройку победителей.
Живой интерес у зрителя вызвал фильм «Красота»
Натальи Блок. Режиссер повествует историю женщины, которой вместе с семьей
пришлось переехать в село Тягинка. Героиня делает маникюр своим односельчанкам,
которые, несмотря на тяжелую работу по хозяйству, хотят быть красивыми и ухоженными.
Фильм занял второе место среди остальных участников. Для меня он на первом.
Складывается такое впечатление, что любой фильм Натальи на любую тему станет
шедевром. Она талантлива и вообще шикарна!
Оксана Шорник рассказывает историю матери,
которая воспитывает ребенка с инвалидностью. Мать уже не задается вопросом,
почему именно у нее родился ребенок с «синдромом». Для нее он не инвалид, а
просто «особенный», и ее задача сделать его жизнь такой, как у всех остальных
детей. Жизненная позиция матери, ее оптимизм тронули всех присутствующих
зрителей и жюри, именно поэтому фильм стал победителем фестиваля.
В завершении все участники получили дипломы.
Вот кстати и мой.. да.. да.. я тот самый человек,
который все свои дипломы вешает на стену в рамочки)
Конечно, не все фильмы были сняты по
соответствующим правилам, но в целом марафон стал шагом вперед для развития
кинодокументалистики в Херсоне.
Параллельно в Херсоне проходит воркшоп по
написанию документальных пьес. Половина участников марафона задействована и
там. Согласитесь, ведь это действительно круто, что такие проекты рождают целое
поколение документалистов. Я вижу в этом огромную перспективу. Но об этом
напишу как-нить не сейчас.
А сейчас. Если вы еще не уснули, предлагаю вам
еще ознакомиться с мнением участников и зрителей фестиваля.
Леонид Ежуров (участник): что больше всего
понравилось, так это, наверное, разнообразие, как поднятых тем, так и форм
представления материала. кто-то был отстранен от своих персонажей и просто
документировал жизнь. другие находились явно в состоянии диалога (пусть и не
слышно было вопросов) с героем и пытались докопаться до основ его мотивации. но
был еще и третий лагерь, 2 фильма, где режиссеры сами стали действующими лицами
и рассказали личные истории. конечно, есть несколько работ, которые я считаю
лучшими, но говорит о них, нет,не буду.
Стас Ясинский (участник): Мой фильм о человеке,
который сделал себя сам. В котором сочетаются твердость спортсмена и нежность
массажиста. Я хотел разрушить стереотип о том, что если человек занимается
спортом то он "туп и ни на что не способен".
Результатами абсолютно доволен, больше всего мне понравилась реакция зала на мой фильм. Но с самого начала я не претендовал на победу, потому как понимал, что мой фильм не впишется в формат. Меня очень вдохновил Рома Бондарчук и я делал свой фильм под впечатлением от его творчества. Старался использовать все советы и техники, которые он раскрыл на семинаре и хотел приблизиться к его качеству.
Результатами абсолютно доволен, больше всего мне понравилась реакция зала на мой фильм. Но с самого начала я не претендовал на победу, потому как понимал, что мой фильм не впишется в формат. Меня очень вдохновил Рома Бондарчук и я делал свой фильм под впечатлением от его творчества. Старался использовать все советы и техники, которые он раскрыл на семинаре и хотел приблизиться к его качеству.
Наталья Ткачева (участник): Больше всего
понравились работы Устина Данчука, Ольги Семенюты и Соколана. Наш с Леной
Таскалиной фильм - это некая ирония над теми, кто поступает вопреки своим
жизненным убеждениям, во вред себе, городу и обществу, частью которого
является, оправдываясь тезисом "это моя работа, мне за это деньги
платят". Обилие рекламных объявлений на деревьях и столбах, билборды рядом
с разрушающимися дорогами и зданиями, афиши с лицами давно уже утративших свою
популярность, но по прежнему навязываемых нам рекламой, поп-исполнителей,
бездомные "милашные собачки" на фоне рекламы пепси, пива и
"Ленин такой молодой"... - всё это иллюстрация ребрендинга в широком,
выходящим за рамки экономической терминологии, смысле слова. А ещё я ощутила,
на сколько важно уметь работать в команде. И да, мне понравилось принимать
участие в марафоне, понравились многие из работ участников. Хочу в дальнейшем
продолжать этим заниматься (вот только нужно обзавестись фотоаппаратом).
Роман Соколан (участник): Мне жаль, что я
участвовал в этом... Лучше бы мой фильм шел вне конкурса, потому что, когда на
втором месте оказался фильм про ногти... это просто мерзость. Фильм про ногти -
МЕРЗОСТЬ.
Юрий Антощук (зритель): не мог и подумать, что у
нас так много кто снимает в городе. Нужно ли это городу? Однозначно да. Я
считаю, что чем больше будет творческих личностей и творчества как такового,
будь то в видео, в картинах, в театральных постановках - тем более развитым
будет общество. Логика - это сухо, творчество - это полет. Конечно и логика и
творчество - важны, но если общество станет сухим, то что в этом хорошего? Я
обеими руками за то, чтобы в нашем обществе развивались творческие люди и чтобы
как можно больше людей их поддерживали.
Устин Данчук (участник): Я был одновременно организатором,
зрителем и участником, так что мнений у меня много, все разные, есть "ура,
всё получилось" есть "черт, а я мог бы сделать и по другому" и
есть "как ЭТО сюда попало?" В целом же всё вышло круто,
профессионально, предсказуемо, совково, свежо, нескучно и даже слегка
возмутительно, ничто из этого кстати не недостаток. Судить судей не буду, это
как-то глупо, но имею право сказать, что мое мнение с их не совпало, но сколько
дур... людей, столько и мнений.
Таня Багацкая (зритель): в основном, было мало похоже
на документальное кино, но интересно было все равно, и это уж точно менее
пошло, чем игровое кино именно в херсонском решении. для города это архиважно,
чтоб не плесневеть в стереотипах, что ничего не происходит. Есть несколько,
которые запомнились: Натальи Блок и Обухова фильмы.
Оля Семенюта (участница): Очень позелная вещь -
киномарафон. Своими фильмами я недовольна, но приобретенный опыт действительно
полезен. Было много состояний, проблем при подготовке фильма. Научилась делать
кое-какие новые мелочи. Очень была рада вчера видеть такое количество
качественных херсонских фильмов. Искренне порадовалась за участников. И за
зрителей, которые, думаю, заразились энтузиазмом. Надо это дело продолжать
обязательно! Мне больше всего понравились фильмы "День из жизни
воспитателя" и "Красота".
Наталья Блок (участница): все понравилось, кроме
того, что участники игнорировали правила создания док кино и наснимали
публицистики и журналистики.. Ну и еще, что временные рамки были до 10 минут, а
были фильмы гораздо дольше. А еще мне очень не хватило навыков монтажа и тд..
Хочу продолжать этим заниматься. Вокруг много людей и каждый из них -
интересная история.
спасибо всем!
Опа,Натаха, давай мочи! Какие там основные правила создания документального кино??? А еще заодно и про выразительные средства кинематографа не забудь!!!
ОтветитьУдалитьРома, тебя, что не было на втором дне семинара, когда Рома их рассказывал? Тогда погугли.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИмеется в виду, Рома Бондарчук рассказывал.
ОтветитьУдалитьЯнина, молодец! Очень хорошо написала материал, приятно читать! Да, этот проект у "Режиссер.орг" действительно на порядок выше, чем предыдущие. Что не может не радовать! Я рада за ребят, что они идут вперед уверенными шагами. И за тебя, Янина, что ты так оперативно обо всем пишешь)))
ОтветитьУдалитьспасибо, Кэт)очень приятно от тебя это читать,ведт ты - мой блоггер*сансей! ))
ОтветитьУдалитьНа пятерочку! Попасть на показ, к сожалению, так и не удалось. Да и фильмов пока посмотрела всего несколько, но то, что такой объемный материал я дочитала до конца, говорит о многом =) Отдельный + за объективность субъективного взгляда - вот уж действительно сколько людей, столько и мнений.
ОтветитьУдалить