вторник, 1 июля 2014 г.

Резонансная премьера документального спектакля «Мелочь»

В каждом классе средней школы есть  ботан / лох / чмошник - объект для издевательств. Под горячую руку одноклассников может попасть, к примеру, полненький ребенок, или высокий. Очкарик, дылда, гном – наверное, в каждом классе был счастливый обладатель такой клички. В данном случае вина объекта травли состояла лишь в его физических особенностях. Иногда прессингу поддаются обладатели редких привычек, вкусов или других «уникальностей». Когда мы затронули тему «чморения», или по-научному - «буллинга», при подготовке очередного документального спектакля, оказалось, что каждый мог вспомнить несколько таких случаев из своей жизни, даже особо не напрягаясь. Три месяца наша команда драматургов, актеров, и режиссеров разбиралась в этой неприятной теме, и в итоге представила зрителям спектакль под названием «Мелочь».
Народу, как обычно собралось не мало, так как наши перфоменсы уже приобрели кое-какую популярность в городе.


На сцене было четыре основные героини спектакля – продавщицы супермаркета. Совсем недавно к ним пришла новенькая Нина – одинокая 30-я интеллигентка. Порой нежданно на сцене появляется начальница - Ольга Викторовна.


Обычным продавщицам, которые после работы бегут готовить борщи и слоеные пироги своим детям/мужьям невдомек: как это новенькая осмелилась дожить до тридцатника и не обзавестись семьей. За это положено, как минимум – чморить, а как максимум  - выжить с работы. Приложив немного усилий, продавщицам удается воплотить в жизни второй расклад. На прощание Нина, переступив через свою махровую интеллигентность, посылает обидчиков в известном направлении.


В основном сюжет были вплетены дополнительные истории травли: в садике,  школе, взрослой жизни. Напомню, что тексты у нас – документальные, то есть основаны на реальных диалогах, людях, историях.



После показа было обсуждение, что логично, так как мы позиционируем наш спектакль, как «общественные слушанья». И тут – понеслась.. Зрители еще дольше часа обсуждали тему. За-це-пи-ло!

Уже традиционно я собираю мнения зрителей, участников. В этот раз они особенные. Обычно люди критикуют сам спектакль – сюжет, игру актеров, а в данном случае – тему. Прозвучала мысль, что со времен знаменитого фильма «Чучело» тема «буллинга» была подзабыта искусством. А мы, вот, реанимировали. Если это актуально, если наша работа получила обратную реакцию, может, не зря мы трудились. Люди требуют продолжения истории Нины – как побороть травлю, или как ее избежать? Что ж – будем готовить очередные слушанья в театральном формате.

Ниже, собственно, отзывы

Юра Антощук: Спектакль мне понравился. Действительно, проблема травли есть в нашем обществе. Да и, как мне кажется, она всегда была и будет. Другое дело, как каждый из нас справляется с проблемой, столкнувшись прямо или косвенно с ней. Можно жить, принимая все тягости жизни, а можно творить самому свою судьбу. Можно молча проходить мимо тех, кто слаб духом, а можно дать отпор обидчикам. От этого зависит будущее общества. Один лишь человек может привести целое общество к гибели или же к расцвету. Я думаю, что драматургам, режиссерам удалось отобразить проблему в спектакле. Но вопрос, как решить эту проблему остался открытым… Отдельное спасибо актерам, которые четко смогли передать всю суть проблемы своей захватывающей игрой.

Татьяна Багацкая (актриса): Участвую по той же причине, почему и сидела на первых партах, и почему хожу на экскурсиях рядом с экскурсоводами, а не в толпе. Хочу быть в курсе. Когда я - зритель, это уже хорошо, когда участник - еще лучше. Интереснее так жить. Чем кривее траектории между домом и работой, тем радостнее. Во время репетиций часто следишь за порядком слов и действий. И весь смысл перемалывается в муку. Мучной такой смысл. А потом зритель смеется в таких местах, где смех даже и не обозначался. И понимаешь – это же смешно. И вообще, тема об изгое, сама по себе грустная, а ощущение после спектакля легкое. Ну, потому что, эти продавщицы облепили Нину, и как сороки давай себя вести. Вообще смешно, как люди держатся за чужие идеи и думают, что это их. Я знала, что в спектакле несколько историй, которые рассказывают разные люди. Такие себе блоки. Но только во время выступления он-лайн спектакль стал объемным, а зал заполненный не только зрителями, но и сюжетами. Я всё объясню сейчас. То есть я стою, и думаю: «О, там уже была история, тут была история, и вот сейчас история как раз в том углу, а зритель вообще завершает». Хорошо, что у спектакля несколько драматургов и все тексты пригодились. И хорошо, что продолжается движение в городе)

Анна Саман: Спектакль "Мелочь" стал одним из нужных шагов к рассмотрению проблемы "чмырения". Формат "неформата" как нельзя кстати пришелся именно для этой темы. Лично меня просмотр натолкнул на более детальное обдумывание причин этого явления и возможных вариантов его решения. Удивило то, что во время обсуждения почти ни у кого не возникло мысли, что можно не только быть "чмырителем" или "зачмырённым". Есть ведь вариант стать на защиту того, кого обижают. Такая крайность мне не очень понравилась. Но, возможно, именно благодаря ей и подчеркнулась сама проблема. В любом случае, данный спектакль не остался для меня пустым и не стал проходящим. Есть о чём подумать! Спасибо!

Ирина Слюсарь: Первый раз была на таком спектакле. Очень понравилось. Тема интересная и актуальна в любом возрасте. Меня пригласила сестра. Ее актерские способности я видела впервые, это было классно, и вообще все актеры молодцы. С нетерпением жду еще приглашений)

Елена Астасьева (драматург) Работая в разных коллективах (в основном женских) я часто сталкивалась с таким явлением, как моббинг. Всегда находился кто-то, кого осуждали просто за то, что он «не такой». Мне захотелось об этом написать, тем более, что эта тема редко подымается. В голливудских лентах обычно лузеры к концу фильма преображаются и становятся чуть ли не лидерами, отомстив своим обидчикам. В реальной жизни, как правило, хеппи-энды редки. Такой человек остается с психологической травмой на всю жизнь, комплексом неполноценности и недоверием к людям.  Меня удивило обсуждение после спектакля, когда звучали мнения, что жертва сама виновата и надо было подстраиваться. «С волками жить – по волчьи выть», конечно, милая позиция. Для животных, не для людей.

Стас Ясинский: В первую очередь — спектакль был живой. Скучать не приходилось, да и не получилось бы. Всегда были интересные и неожиданные повороты. Шел он около часа, но время пролетело очень быстро. Местами я находил в нем то, что мне так нравилось в Гришковце — монологи, в которых каждый находит свое отражение. Конечно, я хотел видеть больше. Думал, что Оля сможет преодолеть поток чморения и вломит всем хорошенько) . Еще хотелось больше ответвлений с личными историями. Но эт я так, придираюсь. В целом все великолепно, жду новых постановок!

Анастасия Гришко:  Мне реально очень понравилось! Все вы молодцы, очень круто сыграли, будто все работают на такой работе)) и тема крутая была. Тема: повседневность, в которой оказывается много нормальных людей и не знают как с этим быть. Тупизм общества доходит до животных каких-то поведенческих норм. И в то же время все эти люди хотят развития... Короче, современное общество почти в тупике,если не проснется.

Катерина Пономаренко (актриса): Чморение - это действительно актуальная тема, потому что оно не заканчивается никогда)) Это я уже поняла. Мне понравился спектакль тем, что он был, как всегда, интерактивным, состоящим из нескольких разных и по-своему насыщенных частей. Там были и трогательные моменты, и треш. Отдельно хочу отметить всех актеров, игра которых мне очень понравилась! Уже с нетерпением жду следующего спектакля.

Наталья Ткачева: Меня никогда не чморили - ни в школе, ни в университете, ни тем более уже сейчас. И у самой не возникало желания кого-то чморить. Мне не нравится, когда унижают людей, честно. Такое стремление исходит, наверное, от человеческой ущербности, малодушия. Или от желания доминировать при отсутствии этого доминирования по существу(...) Я считаю, что тема буллинга так или иначе актуальна для каждого - не зависимо от того, подвергался он чморению когда-либо или нет. Потому что это проблема общества, частью которого мы являемся.

Наталья Блок (драматург): Особо понравилась игра актеров и решения постановщика.. Актерам - респект отдельный.. Профессионально, я была на елке в Кулиша зимой - там такая халтура со сцены перла, что просто тошнило, а тут сидишь и веришь, переживаешь. Текст Лены просто сказка - смешно и трагично где нужно.. Самое лучшее сочетание.. не много не в тему показался кусок с Вишенкой, так как вырывался из контекста.. Я не поняла зачем этот кусок..И конца из за него не было..Для меня конец был когда девушки замерли в ожидании следующей жертвы.. Тут можно было бы и помечтать и додумать.. мол придет еще большая стерва и все построит или еще как. Отличное было обсуждение - прямо как групповая терапия.. )) Хочу еще.

Отдельное спасибо главному режиссеру Максиму Афанасьеву и куратору нашего Документального театра короткого метра Николаю Гоманюку
Фото: Николай Степаненко, Аня Кислая
ЯНИНА ЛЕБЕДЕВА
                                                                                                                                  цёмки, па-па!

Комментариев нет:

Отправить комментарий